Аудит обоснованности формирования резерва РПМ

Отдельным вопросом контроля является проверка правильности и обоснованности формирования и использования резерва предупредительных мероприятий (РПМ). В отличие от технических резервов и резервов по страхованию жизни формирование и использование РПМ осуществляются на счете 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Резерв предупредительных мероприятий».

Отличие в методике учета связано с тем, что РПМ имеет несколько иную экономическую сущность. Средства его предназначены для предупреждения несчастных случаев, например на противопожарную безопасность, и др.

Обоснованность формирования этого резерва должна подтверждаться сметами и соответствующими расчетами. Средства должны использоваться по договору с организацией, осуществляющей выполнение работ (предупредительных мероприятий), оформленных актами выполненных работ и отчетами.

По резерву предупредительных мероприятий целесообразно проверить:

  • согласовано ли аудируемой компанией с Департаментом страхового надзора Положение об РПМ;
  • соблюдает ли компания данное Положение, порядок формирования и использования средств, предусмотренных Положением;
  • правильность отчислений в РПМ (использование размеров отчислений, заложенных в структуре процентной ставки брутто-премии);
  • правильность отражения в бухгалтерском учете формирования и расходования РПМ;
  • достоверность данных, включенных в отчет об использовании РПМ, который заполняется на основе данных аналитического учета.

Резерв предупредительных мероприятий страховые организации создают за счет средств, отчисляемых от страховых платежей. Одной из основных задач аудита страховых резервов является проверка правильности и обоснованности формирования и использования создаваемого фонда предупредительных мероприятий. Ниже представлена примерная программа, в которой сфорулированы вопросы, подлежащие проверке, и источники информации (табл. 4.26).

Таблица 4.26. Программа аудиторской проверки правильности
и обоснованности формирования и использования РПМ.

п/п

Вопросы, подлежащие проверке

Источники информации

1

Проверка обоснованности формирования РПМ

Положение о РПМ

2

Проверка целевого ис­пользования средств РПМ

Первичные документы;
данные счета 96, субсчет «РПМ»;
договоры

3

Проверка правильности отчислений в РПМ

Договоры страхования;
тарифные ставки (их структура)

4

Проверка источника воз­мещения
израсходован­ных средств РПМ

Данные счетов 96,99 и др.;
Положение о РПМ

5

Правильность отражения в бухгалтерском учете
формирования и исполь­зования РПМ

Отчет (ф. № 2- страховщик);
регистры налогового учета;
декларация по налогу на прибыль

Проверку обоснованности формирования и целевого использования РПМ осуществляют на основе Положения о резерве предупредительных мероприятий. При этом следует выявить, согласовано ли это Положение с Департаментом страхового надзора, соблюдает ли страховая компания данное положение, так как в нем определен порядок формирования и использования средств на предупредительные мероприятия.

Проверку правильности отчислений в РПМ проводят на основе договоров страхования в соответствии с процентами, предусмотренными в структуре тарифных ставок по видам страхования. Следует иметь в виду, что резерв предупредительных мероприятий имеет иное назначение, чем другие страховые резервы, что отчисления в РПМ не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Проверяя правильность отражения в бухгалтерском учете формирования и использования РПМ, аудитору нужно учесть, что суммы отчислений от страховых премий (взносов) на предупредительные мероприятия отражаются бухгалтерской записью: дебет счета 99 «Прибыли и убытки», кредит счета 96, субсчет «Резерв предупредительных мероприятий». Использование средств отражается по дебету счета 96 «Резерв предупредительных мероприятий» в корреспонденции со счетами по учету расчетов.

При этом важно помнить, что страховая организация может и сама выполнять работы, связанные с предупреждением страхового случая. Тогда расходование средств РПМ должно подтверждаться производственными заданиями, нарядами на выполненные работы, актами на списание материалов и другими соответствующими первичными документами.