Виды и функции страхового менеджмента

Страхование, как и любой вид коммерческой деятельности, начинается с создания органа, выполняющего страховые операции, т.е. страховой компании. Эта задача решается через организационное управление, объекты которого: формирование структуры и системы управления; механизм реализации управленческих функций; разработка регламентов и т.п. Функции страхового управления реализуются посредством административных, экономических и социально-психологических методов.

Принятые решения могут быть объектами перспективного и текущего управления. При перспективном управлении ставятся долгосрочные цели, определяющие основные пути их достижения, обеспечения будущей жизнеспособности страховой организации.

Функции страхового менеджмента и их последовательность

При текущем управлении решаются конкретные задачи; координируется процесс их решения, обеспечения необходимыми людскими, материальными, информационными и финансовыми ресурсами; обеспечиваются контроль и анализ достигнутых результатов; в случае необходимости корректируются принятые решения.

Объекты текущего и перспективного управления страховой деятельностью:

  1. управление страховой организацией; выбор основных параметров деятельности страховой организации; определение объемов и видов страховых услуг; необходимые людские и материальные ресурсы, методы исследования и освоения страхового поля; основные направления маркетинговой деятельности; взаимодействие структурных подразделений; система управления региональной сетью; наработка новых страховых продуктов; контрольные функции; другие вопросы;
  2. управление маркетингом, занимается вопросами изучения страхового рынка, существующей и перспективной конъюнктуры, сбором, анализом и обработкой информации о конкурентах, сбором информации и предложений по новым видам страховых услуг, рекламы, созданием имиджа страховой организации;
  3. управление персоналом: подбор, расстановка, обучение, повышение квалификации кадров, вознаграждение и стимулирование труда, улучшение условий труда и быта работников;
  4. управление рисками: определение цели, выяснение риска, оценка риска, выбор места управления риском, осуществление управления риском, оценка результатов, правовые аспекты управления риском;
  5. управление устойчивостью страховой компании: составление бюджета и финансового плана страховой организации; формирование и распределение ее финансовых ресурсов; система начисления и размещения страховых резервов; инвестирование средств; оценка текущего и перспективного финансового состояния и принятие необходимых мер по их укреплению; выполнение нормативных соотношений, рекомендованных органами государственного страхового надзора; проведение грамотной тарифной политики и системы перестрахования;
  6. управление страховой безопасностью: отработка показателей, являющихся коммерческой тайной страховой организации; подбор, проверка и инструктаж работников; система охраны офиса и работников компании; отработка системы защиты информации от несанкционированного доступа к ней, защита носителей информации.

Главная функция менеджмента — планирование. В процессе выполнения этой функции разрабатывается стратегия действий, составляются необходимые планы и программы их реализации. Достижение поставленной цели осуществляется в результате совместной деятельности людей, т.е. координации их деятельности (координационная функция).

Интерес в выполнении поставленной цели как руководителя, так и любого работника обеспечивает достижение определенных результатов. В решении этой задачи помогает мотивация труда (мотивационная функция).

Работа всех звеньев страховой компании должны подвергаться систематическому или периодическому контролю с целью корректировки их деятельности и всей организации в целом. Контроль позволяет предотвратить негативные результаты, обнаружить ошибки (или упущения) в работе, дать рекомендации по улучшению и совершенствованию деятельности страховой компании.