Управление устойчивостью страховой компании

Качественное управление финансовыми потоками — состав­ная часть коммерческого бизнес-процесса страховой компа­нии — играет одну из ключевых ролей в достижении стабиль­ного перманентного роста ее активов, последовательного ее развития, обеспечения устойчивого финансового положения компании.

Управление финансовыми потоками в страховой компа­нии тесно переплетено с оказанием страховых услуг. От ор­ганизации финансов страховщика напрямую зависит воз­можность своевременного и полного исполнения принятых страховщиком обязательств по договорам страхования, обес­печения устойчивости страховой компании.

Устойчивость страховой компании — это ее способность обеспечить выполнение принятых на себя обязательств по возмещению (при свершившихся страховых случаях) ущер­ба и выплат страховых обеспечений в соответствии с догово­рами страхования. Обеспечение платежеспособности должно рассматриваться главной целью регулирования при управле­нии деятельностью страховой компании, обеспечения ее фи­нансовой устойчивости.

Финансовая устойчивость определяет возможность суще­ствования и развития страхового дела, позволяет успешно функционировать страховой компании на страховом рынке.

Финансовая устойчивость страховой компании — это ее способность выполнять свои обязательства в отношении всех субъектов рынка, адаптироваться к подвижной эконо­мической среде, реализовываться как страховщик в рыноч­ной экономике.

Термин «финансовая устойчивость» рассматривается:

  • как максимальная адаптация количества и качества фи­нансовых ресурсов к среде существования компании в целях обеспечения платежеспособности и дальнейшего развития организации;
  • как синоним финансового состояния (высокоустойчи­вого, низкоустойчивого и неустойчивого).

Факторы финансовой устойчивости компании: количест­венные и качественные; внутренние и внешние явления, воз­действующие на состояние компании, определяющие сте­пень ее финансовой устойчивости или стадию финансового состояния. Степень финансовой устойчивости определяется множеством факторов. К ним относятся все явления полити­ки, экономики, менеджмента, правового и налогового поля в широком смысле, а также абсолютные величины и динамика микроэкономических показателей.

Любой из перечисленных выше факторов может нару­шить и дестабилизировать финансовое состояние страховой компании и стать причиной потери ее финансовой устойчи­вости, что в конечном итоге может привести к изменению ее статуса вплоть до банкротства.

Гарантиями финансовой устойчивости субъекта рынка являются критические точки, при достижении которых ко­личественные изменения финансовых ресурсов порождают качественный скачок, который изменяет не только качество финансовых ресурсов, но и финансовую устойчивость.

Выделяются четыре стадии финансового состояния стра­ховых компаний:

  1. устойчивое финансовое состояние, при котором плате­жеспособность нормальная, ликвидность достаточная, отсту­плений от требований финансовых нормативов нет;
  2. неустойчивое финансовое состояние. Платежеспособ­ность по своевременным страховым выплатам сохраняется, но нормативы нарушены, ликвидность снижена, ухудшились прогнозные показатели банкротства;
  3. пограничное финансовое состояние, при котором стра­ховые выплаты, платежи в бюджет и текущие платежи стра­ховая компания своевременно производить не в состоянии, что может привести к банкротству;
  4. финансовая несостоятельность.