Оценка деятельности менеджмента страховой компании

Количественные и качественные показатели, используемые при оценке деятельности менеджера, рассмотрены ниже.

К количественным методам оценки относятся:

  • балльный метод;
  • метод коэффициентов;
  • метод рангового порядка;
  • метод парных сравнений;
  • метод графического профиля и др.

Качественные методы включают:

  • метод письменных характеристик;
  • метод эталона;
  • матричный метод;
  • биографический метод;
  • метод групповой дискуссии.

Примеры комбинированных методов: метод стимулирующих оценок; тестирование и др.

Наиболее перспективным является подход, когда оценка эффективности менеджмента проводится на трех различных уровнях — отдельного менеджера; на уровне функционального органа управления; на уровне системы управления компанией как единого целого.

Эффективность оценки отдельного менеджера включает:

  • потенциал менеджера — его квалификацию, знания, навыки, умения, психологические особенности. Данный метод оценки используется преимущественно при подборе и расстановке кадров;
  • труд менеджера — типовую сложность его заданий, время, затрачиваемое па выполнение типовых задач. Данная оценка характеризует интенсивность труда менеджера; необходимые затраты интеллектуальной, психической и физической энергии, обусловленные сложностью решаемых задач, а также общие затраты рабочего времени на их решение;

в) результаты труда менеджера во всех ресурсах: его индивидуальный труд, вклад в показатели аппарата функционального управления, в результаты деятельности подведомственного подразделения.

При оценке балльным методом применяют следующие критерии:

  • К1 — своевременность выполненных работ;
  • К2 — состояние трудовой и производственной дисциплины;
  • КЗ — качество выполненных работ;

КО — базовая оценка, устанавливаемая работнику со средней производительностью труда, не имеющему замечаний по качеству и дисциплине. Значение КО, как правило, устанавливают в 10 баллов, а Kl, К2, КЗ — в пределах ± 5 баллов.

При оценке потенциала менеджера, его квалификационного уровня учитывается образование, в том числе профильное, и опыт управленческой деятельности, а также сертификаты и аттестаты профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Уровень квалификации специалиста-менеджера, его способность к обучению определяются специальным тестированием с использованием ситуационных тестов.

Оценка знаний, умений и навыков включает:

  • понимание (восприятие смысла терминов и понятий);
  • осмысление (понимание сути предмета или явления, а также взаимосвязи отдельных его частей);
  • способность к воспроизведению (способность к самостоятельному воспроизведению последовательности действий по образу при решении типовых задач);
  • творческое применение знаний (продуктивные действия, в которых путем применения знаний, умений и навыков испытуемый добывает новые знания для выполнения необходимых действий при решении нетиповых задач);
  • способность к трансформации знаний (творческие действия, в ходе которых добывается новая информация, вырабатываются новые правила и алгоритмы при решении различных практических и теоретических задач).

Помимо оценки знаний и умений в профессиональной области, важную роль играют данные психологического тестирования, которое следует проводить для всех групп менеджеров, но особенно это важно для руководителей.

В зависимости от категории управленческого персонала ведется оценка результативности труда менеджера. Для руководителей функциональных подразделений — оценка результативности возглавляемого ими органа управления, для высшего менеджмента — оценка результативности системы управления компанией в целом.

Функциональные подразделения страховых компаний оцениваются по:

  • квалификации персонала подразделения;
  • организации управленческого труда в подразделении;
  • технологии управления;
  • результатам управленческой деятельности.

Оценка высшего уровня менеджмента страховой компании проводится по результатам финансово-хозяйственной деятельности и показателям финансовой устойчивости страховой компании.

Оценивая высший уровень управления страховой компанией, следует учитывать критерии оценки, используемые как для структурных подразделений, а также специфические критерии, применяемые для высшего звена. Не остается без внимания эффективность принимаемых решений по их своевременности, обоснованности и экономичности.